Ход лососевой путины. Сложности логистики. Рынок минтая.

По состоянию на 01 августа со всех районов промысла выловлено 285 687,8 тонн горбуши всех видов разделки при запланированном объеме в 322 306,8 тонн.

По состоянию на 05 августа в промысловых районах Камчатского края выловлено почти 294 000 тонн горбуши. Из данных по промыслу уже видно, что лососевый год будет удачным. На сегодняшний момент стоимость горбуши всех видов разделки существенно изменилась. На базисе ВЛДВ сложились следующие цены:

«горбуша НР» – от 140 руб/кг

«горбуша БГ» – в зависимости от качества (от «пластилина» до «переработки») от 155 до 180 руб/кг

«горбуша ПСГ» – варьируется в диапазоне 140-150 руб/кг.

На 31-й неделе в порты Владивостока и Петропавловска-Камчатского заходит порядка 10 000 тонн «горбуши БГ», порядка 2 000 тонн «горбуши ПСГ» и свыше 4 500 тонн «горбуши НР».

На период 32-34 недель в Москву и Московскую область также начнут заходить небольшие объемы свежей горбуши. При этом «горбуши НР» наблюдается дефицит, «горбуша ПСГ» предлагается в диапазоне 220-225 руб/кг, а «горбуша БГ» от  таких производителей, как ООО «Вывенское», ООО РА «Белореченск», АО «Гидрострой», ООО «Тымлатский РК» и пр. предлагают от 235 до 245 руб/кг.

К концу августа – первым числам сентября, скорее всего, картина по стоимости резко поменяется в сторону уменьшения. Единственное, что можно сказать – в московском регионе, вплоть до 20-х чисел августа, насыщение рынка лососевыми не произойдет.

Вопрос логистики на данный момент остается сложным и не совсем понятным. Именно от логистики и будет зависеть ценообразование на дальневосточную продукцию. Разберем более подробно:

  1. Холодильные комплексы на Дальнем Востоке.

Ситуация сложилась удручающая – практически все холодильные ёмкости на Камчатке, в Находке и Владивостоке большей частью «забиты» минтаем, лососевыми и прочими видами рыб. Корабли, которые заходят в порты, из-за невозможности выгрузки и отсутствия подвижного состава, находятся на рейде с соответствующими простоями.

  1. Перевозка продукции.
  • ж/д транспорт практически отсутствует с сохранением единичного потока контейнеров и секций
  • компании перевозчики с иностранным капиталом, такие как Maersk и Аврора, готовы предлагать коммерческие перевозки и расчета за 40-а футовый контейнер от 505 000 рублей в составе поездов, включающих в себя 41 контейнер. Для отправки необходимо полное наличие контейнеров, которые на данный момент в дефиците. Из-за и чего возникают задержки в отправке.
  • РЖД – Постановление Правительства РФ от 26.07.2021г за номером 1267 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 06.05.2019г № 406» утвердило субсидии «Российским железным дорогам» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку мороженой рыбопродукции, в частности это относится только к минтаю и его производным. В связи с чем, наша компания обратилась неделю назад с заявлением в РЖД с просьбой помочь по льготному тарифу перевезти замороженный минтай в объеме 1 000 тонн, но на 05 августа ответа от РЖД так и не получено. Из чего следует, что вышеуказанное Постановление никакой силы не имеет, и ни о каком понижении цен на дальневосточный минтай речи быть не может.
  1. Морской транспорт.
  • Морская перевозка Камчатка-Владивосток повысилась чуть ли не в 3-4 раза по стоимости. И если ранее фрахт составлял до 5 руб/кг, то на сегодняшний день – 15-20 руб/кг.
  • Морской транспорт Владивосток – Санкт-Петербург, в связи с вышеописанными событиями, стал «лакомым кусочком» не только для рыбодобывающих компаний, но и для трейдеров. Однако, грузовые перевозки могут осуществляться только при наличии отгрузки с холодильных комплексов, а они на данный момент заполнены «никому не нужным» минтаем. Поэтому, планировавшиеся ранее отгрузки с 20-х чисел августа перенесены на более поздний период – сентябрь-октябрь. По последним данным, по определенным причинам, морская перевозка под контролем государства ТХ «Росатомфлот» отменяется. Предварительный список рыбодобывающих компаний и трейдеров, желающих перевезти продукцию морским транспортом:

– Рыболовецкий колхоз им.Ленина

– ООО “Восточный берег”

– ООО «Тымлатский РК»

– ООО «Октябрьский-1»

– ООО «Русская рыбопромышленная компания»

– АО «Русская рыбная компания»

– ООО «Русский рыбный мир» и др.

В случае поступления в сентябре-октябре огромного количества лососевых в порт Санкт-Петербурга и склады Москвы, стоимость горбуши может резко упасть в цене.

  1. Автотранспортные перевозки.

Автотранспорт на текущий момент в регионах – наиболее оптимальный вид перевозки мороженой продукции в условиях нестабильного рынка. При этом затраты на кг продукции практически равны затратам при перевозке ж/д контейнерами. Что в очередной раз существенно осложняет коммерческие процессы при продаже продукции в регионы из Москвы.

В заключение в очередной раз отметим негативные процессы, которые происходят по минтаю:

  1. Склады переполнены
  2. Отгрузки минтая в регионы с Владивостока практически отсутствуют
  3. Отсутствует подвижной состав
  4. Очередное закрытие границ с Китаем из-за новых вспышек COVID-19.
  5. Резкий провал цен в Москве и Екатеринбурге, что в свою очередь делает невозможным продажу минтая в этих городах и регионах:

6. Наступающая беринговоморская путина, при сложившихся вышеописанных проблемах, таит в себе много опасностей: при отсутствии экспорта и полном «завале» регионов, минтай может в одночасье стать самой дешевой рыбой и практически никому «не интересной».