Изменения на российском рынке розничной торговли продуктами питания.

Недавно мы обсуждали ряд слияний торговых сетей, их влияние на рынок ритейла в целом и рыбной консервации в частности. Продолжающиеся изменения могут серьезно изменить как сам сектор сетевой торговли, так и ценовую политику, влияющую на конечного потребителя.

Российский рынок розничной торговли продуктами питания меняется уже несколько лет, но в 2021 году эти изменения стали более стремительными. В результате в стране останутся лишь несколько крупнейших компаний, конкуренция заметно снизится, что может привести к еще большему росту цен в магазинах. Это особенно актуально на фоне снижения доходов населения и роста цен на некоторые товары в течение нескольких лет. Чтобы контролировать цены, в прошлом году власти ввели жесткие правила, но тогда президенту пришлось напомнить о рыночных принципах. Снижение конкуренции всегда негативно сказывается на потребителях. Эксперты опасаются, что так будет и на этот раз, когда под угрозой окажется продовольственное снабжение страны.

Рынок розничной торговли продуктами питания в России оказался в центре внимания благодаря двум громким сделкам: приобретению “Магнитом” компании “Дикси” и приобретению “Лентой” компании Billa. Обоим еще предстоит пройти процесс одобрения регулирующих органов и получить разрешение ФАС, но участники не сомневаются в их конечном успехе. Другой, еще находящийся в стадии разработки, предполагает приобретение “Яндексом” “Азбуки вкуса” и слияние ее с “Лавкой”. Если все пойдет по плану, крупных торговых сетей в России станет больше, а у них самих будет меньше стимулов думать об интересах потребителей, удерживать цены и качество продукции в приемлемых рамках.

Власти уже выступили с внезапной инициативой — закрывать или же как минимум ограничивать работу больших магазинов в ночное время и в выходные дни. Эта идея уже подвергалась критике, причем сами ритейлеры пригрозили поднять цены, чтобы заработать больше в новых условиях.

Ухудшение ситуации в продовольственных магазинах может стать более острой, поскольку растущая инфляция вынуждает ЦБ повышать ключевые процентные ставки, несмотря на продолжающийся кризис. Правительство должно решить, как действовать дальше: продолжать ли применять селективные директивные меры или поощрять появление новых розничных сетей, которые могут повысить конкурентоспособность всей среды. Однако Денис Мантуров, министр промышленности и торговли, считает, что все идет по плану и “карт-бланш” крупным сетям не грозит.