Изменения на рынке ритейла и его развитие.

 Сегодня поговорим о рынке ритейла и его развитии в целом.

Сделки последнего десятилетия по своему масштабу не идут в сравнение с теми, что совершались в 2000-х. В 2006-м в результате слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» была образована X5. Сначала «Пятерочка» выкупила «Перекресток». В последующие четыре года новый холдинг поглотил «Карусель», «Копейку» и «Патэрсон». В 2007-м филиал французского «Ашана» выкупил российское подразделение турецкой сети «Рамстор», сменив вывески на некогда популярных гипермаркетах.

Российский рынок продовольственного ретейла в последнее время  неожиданно оказался в центре внимания, после двух громких сделок: «Магнит» купил «Дикси», «Лента» — «Billa». Обе они еще должны пройти согласование регулирующих органов и получить одобрение ФАС, но рынок не сомневается в итоговом успехе. Еще одна пока только готовится и предполагает покупку «Азбуки вкуса» «Яндексом» для объединения с «Лавкой». Если все пройдет по плану, в России станет больше крупных торговых сетей, а у них самих останется меньше стимулов учитывать интересы других, мелких игроков.

Власти уже выступили с неожиданной инициативой — закрывать или как минимум ограничивать работу крупных магазинов по ночам и в выходные. Так, по мнению главы комитета Совета Федерации по экономической политике, удастся соблюсти интересы мелких игроков. Идею уже раскритиковали, а сами торговцы пригрозили повысить цены в стремлении заработать больше за отведенное время.

На фоне растущей инфляции, вынуждающей Центробанк повышать ключевую ставку даже в условиях продолжающегося кризиса, любое обострение в продовольственных магазинах может стать особенно острым. Правительству предстоит определиться, как действовать: продолжить применять избирательные меры или стимулировать появление новых торговых сетей, способных повысить общую конкурентность среды. Впрочем, министр промышленности и торговли Денис Мантуров считает, что все в порядке, и не видит угрозы для «диктата» крупных сетей.