Новая угроза развитию рыбной отрасли.

С 2010 года по 2015 год в России потребление рыбы на душу населения практически не менялось, а в ряде случаев снижалось, а с 2016 года отмечается слабая, но положительная динамика в потреблении.

Хотя по мнению россиян, рыба по полезным свойствам для организма превышает и мясо, и птицу. Регулярное потребление её оказывает положительное влияние на здоровье и продолжительность жизни. Ведь рыба богата омега-3 жирными кислотами, витаминами, ценными белками и минералами.

К полезным свойствам рыбы относят: нормализацию работы щитовидной железы, уменьшение артериального давления, улучшение сна, снижение риска аутоиммунных заболеваний, снижение риска развития атеросклероза и многое другое.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует не менее трех порций рыбы в неделю. Следует помнить, что под порцией подразумевается 100гр рыбного филе без кожи и костей.

Почему же при стольких явных полезных свойствах и мнении населения, которое говорит о важности регулярного потребления рыбы, на практике это потребление либо стагнирует, либо растет, но малыми темпами.

Модели потребления

В сегодняшнее время выделяют две основные модели потребления рыбы – «Советская» и «Современная». Основной и главной отличительно чертой этих моделей является поколенческое различие. Советская модель свойственна представителям старшего поколения, заставшим советскую практику рыбных дней. Они более консервативны и рыбу выбирают чаще, и знают её лучше – признают важность рыбы в повседневном рационе. Здесь и более развитая культура выбора, и важнейшая составляющая культура приготовления.

Новая же, распространившаяся среди людей молодого поколения, так называемая «Современная» модель потребления, отличается главным образом культурой приготовления.  Молодые люди не хотят готовить рыбу и тратить на это время. В основном они потребляют продукт в составе других блюд, в том числе азиатской кухни. Продукт не расценивается как пища для здорового питания.

Именно молодое поколение с современной моделью потребления является драйвером роста, и, если «новый» потребитель не сформирует спрос или не вернется на советскую модель потребления, возникнут риски для роста потребления рыбы и как следствие устойчивой работы рыбной отрасли.

Вывод

Для устойчивого роста спроса на рыбную продукцию у конечного потребителя нужен комплекс стимулирующих мер включающий:

  1. Разработка и внедрение более широкого ассортимента (упаковка, и фасовка рыбы должна соответствовать требованию «просто приготовить»)
  2. Развитие и стимулирование рыбной отрасли в целом
  3. Популяризация повседневного потребления рыбы в домохозяйствах «рыба – это продукт здорового питания»
  4. Повышение значимости культуры потребления, повышение информированности потребителя о свойствах и особенностях рыбы с целью облегчить выбор продукции.
  5. Развитие инфраструктуры логистики для обеспечения свежей рыбой всех регионов России.

#рыба #свежемороженаярыба #оптовыйрынок