Обзор рынка сетевых продаж.

Происходящие события на российском и мировом рынках сильно меняют подход к сетевым продажам, но перестроившись и выживая в условиях пандемийных лет и реалий, контуры очерчиваются.

Продуктовый ритейл – это локомотив ценового сегмента «Магнита» и «Пятерочки», как самых крупных из российского ритейла сетей. Ведь в классическом кризисе больше всех страдают именно средние слои и делятся при этом на две части, частично уходя «наверх» и частично «вниз» – в низко ценовые форматы. Иными словами, полки просто перераспределяются. Продаётся лучше тот товар, у которого лучшее соотношение цена качество.

Если же говорить про онлайн продажи, то ничего не поменялось: в 2021 году оборот был порядка 330 млрд руб., а рост год к году – 148%. В этом году цифры сопоставимы.

Но темпы этого роста скоро замедлятся за счет того, что количество денег в кошельке сжимается: инфляция превращает то же количество денег в меньшее по покупательской способности. Также уход с рынка таких игроков, как «Макдоналдс» обязательно отразится на перераспределении трат на еду. Любители бургеров, будут искать альтернативу и начнут покупать другую готовую еду, в том числе рыбную консервацию. Поэтому, возможно, мы увидим изменения в предпочтениях в ближайшее время.

Но и трудности в онлайн торговле тоже есть, и связаны они с финансированием. Поскольку это не сильно прибыльный бизнес, то он живет за счет собственных капиталов, а с учётом дороговизны банковских кредитов и других продуктов заимствования – это большой вопрос. Тот же Ozon на бирже остановлен к торгам, соответственно, никакого притока дополнительных инвестиций в капитал мы не видим уже месяц. Следовательно, если в какой-то момент cash-поток закончится, то самый негативный сценарий, возможно, впереди, учитывая, что работа уже с минусом. Но есть надежда, на государственную помощь.

Вообще развитие онлайна сейчас остановлено, и не только у Ozon Fresh, но и у «Лавки», «Самоката».

В целом, в фуд-ритейле все пока прогнозируемо и без особых потрясений. Есть давление, связанное с целым рядом причин, в том числе и волатильность валюты, импорт замещение, снижение покупательской способности и т.д., но рынок его выдерживает.

Будем смотреть за развитием событий.