РОССИЙСКИЙ РИТЕЙЛ 2020

РОССИЙСКИЙ РИТЕЙЛ 2020

2020 год уже можно назвать крайне сложным для российской экономики.

Согласно данным Росстата и Минэкономразвития, рынок розничной торговли в России резко уменьшился. Распространение COVID-19 оказал негативное влияние на рынок продуктового ритейла в 2020г., снижение реальных доходов населения привело к замедлению темпов роста рынка в этом году, маржинальность ритейлеров  находиться под давлением, несмотря на то, что продуктовый ритейл, по сравнению со многими другими отраслями, не испытывал  разрушительного давления от текущей ситуации.

На фоне сокращения реальных доходов населения ритейлерам придется уменьшать торговую наценку. При этом закупочные цены могут продемонстрировать тенденцию к росту вследствие ухода с рынка ряда компаний, подорожания поставок, увеличения себестоимости производства из-за новых санитарных мер. С учетом того, что операционная рентабельность ритейла в среднем составляет порядка 3%, компаниям необходимо будет оптимизировать коммерческие и административные расходы.

Больше ¾ российского населения находится в режиме экономии.  Все больше потребителей не в состоянии поддерживать прежний уровень расходов, и список  необходимых товаров сужается. Изменилась потребительская корзина, при этом выросло количество товаров при одной покупке. Россияне все больше выбирают недорогие товары, отказываются от предметов роскоши.  Число тех, кто с целью экономии покупает продукты по акциям, выросло до рекордных 64% (с 59% в первом квартале 2019г.). А доля тех, кто обходит несколько магазинов в поисках более выгодных цен, увеличилась до 46% (с 34% годом раньше). Оценки торговых сетей подтверждают это. Располагаемый реальный доход населения продолжает снижаться. Борьба за покупателя в текущих условиях может обнулить и так невысокую рентабельность отрасли.

Снижение покупательской способности населения может привести к перераспределению рыночной доли в пользу дискаунтеров. От этого могут выиграть  X5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси».

Все больше открывается точек «у дома». Это обусловлено нежеланием перманентно работающих людей  «тратить»  время на длительные походы по магазинам. Если раньше, чтобы получить широкий ассортимент, приходилось ехать в большой магазин, теперь плюс-минус тот же набор продается в магазинах у дома. Формат закупки впрок постепенно сдает позиции: люди перестраиваются на осознанное потребление по экономическим или экологическим причинам.  В условиях режима самоизоляции «магазины у дома» стали основным местом офлайн-покупок.

Пандемия сформировала определенный стандарт, который магазинам любого формата приходится соблюдать: разметка для социальной дистанции, обслуживание в масках и перчатках, санитайзеры. Роспотребнадзор периодически проводит выездные проверки торговых точек, которые в последние дни участились.

На этом фоне крупный ритейл активно наращивает онлайн-продажи.  Развитие онлайн-торговли приводит к снижению трафика в офлайн-магазинах и, следовательно, их доходности. Давление на результаты офлайн-формата также оказывают ужесточение санитарных норм и сокращение проходимости в местах, где ранее наблюдалось скопление людей.

Канал онлайн-торговли  уже открыли почти все игроки. Пионеры отрасли растут на десятки процентов. Доля интернет-торговли на российском рынке ритейла впервые превысила 10% по итогам первого полугодия. Основным бенефициаром в сложившейся ситуации стали продуктовые сети.

Российский рынок eGrocery значительно увеличился, благодаря карантину и тому, что доставку открыли почти все игроки. Особенно выиграли игроки, которые в прошлом году вкладывались в развитие логистики и складов. В частности, “Перекрёсток” смог потеснить “Утконос” с первого места в списке самых активных eGrocery-компаний. При этом сервис “Сбермаркет” развивается настолько активно, что легко попал на второе место в рейтинге InfoLine. Крупные компании, которые ранее рассматривали для себя только inhouse-продукты и собственные IT-наработки, оказались в момент кризиса технологически не готовы и были вынуждены вопреки своим бизнес-моделям и убеждениям воспользоваться пакетными облачными решениями и внедрять сторонние технологии для выстраивания системы online-продаж.

Кризис для ритейла обернулся большими возможностями, которые пришлось оперативно осваивать. Неготовые к взрыву online-спроса ритейлеры кооперировались с сервисами доставки, такси, каршерингом и маркетплейсами. При этом online-ритейлеры осваивали новые категории – от продуктов питания до доставки еды из ресторанов. Необходимость обслуживать возросшее число онлайн-заказов привела к росту численности курьеров и количества транспортных средств у ритейлеров. Рост популярности онлайн-торговли привел к увеличению количества дарксторов — помещений, в которых происходит сборка заказов для выдачи курьерам.

В текущем году это, прежде всего, направлено на удовлетворение потребности тех покупателей, которые оказываются на карантине, соблюдают режим самоизоляции или в силу предосторожности не хотят выходить в общественное пространство. Очевидно, что привыкнув к возможности не тратить время на походы по магазинам, эта тенденция перекочует и в «мирную», пост-пандемийную жизнь. Новая привычка покупать удаленно, скорее всего, сохранится у части потребителей и после снятия ограничений. По данным Роскачества и НАФИ только 29% планируют вернуться к очному посещению магазинов, а 71% продолжат использовать доставку.  Это приведет к пересмотру ритейлерами планов открытия новых магазинов в традиционном, физическом формате.

X5 Retail Group на 20–25% сократила план по открытию 2000 новых магазинов в 2020г. Кроме того, скорректированы планы по модернизации действующих точек в регионах: реконструкция будет проведена только в 40 магазинах вместо 1300. Согласно заявлениям менеджмента группы, капитальные затраты 2020г. не должны превысить прошлогодний уровень.

«Магнит» сообщил о корректировке планов по открытию и редизайну магазинов в сторону уменьшения.

«Лента» еще в 2019 г. решила сосредоточиться на повышении операционной эффективности существующих точек.

Прогнозируемо к 2024 году электронная торговля займет 19% от общего объема розничных продаж, прогнозируют в аналитическом агентстве Data Insight.