История коммерческого рыболовства. Часть 2.

  • #рыба
  • #свежемороженнаярыба
Время прочтения: 9 мин
8.jpg

В начале 1950-х гг. механизация сделала большой шаг вперед в кошельковом лове, когда был изобретен силовой блок для буксировки снастей. Еще одним важным тяговым устройством был барабан с механическим приводом для буксировки и хранения неводов, жаберных сетей, кошельковых неводов и даже больших траловых сетей. Японцы ввели барабаны в ярусный лов тунца. Еще одним важным нововведением был кормовой желоб для кормовых траулеров, разработка, ставшая возможной благодаря сотрудничеству военно-морских архитекторов и специалистов по рыболовным снастям, что позволило широкомасштабно механизировать работу со снастями.

Эпоха бурного технического развития в судостроении началась траулерного эксперимента в конце 1940-х годов, который продемонстрировал большое преимущество больших кормовых траулеров, обрабатывающих свой улов на борту. Идея была быстро развита странами, стремящимися к удаленным ресурсам, и к середине 1960-х годов эти крупные суда длиной до 100 метров эксплуатировались Советским Союзом, Великобританией, Японией, Польшей, Восточной Германия, и Испания.

Аналогичное развитие произошло в эксплуатации огромных запасов мелкой пелагической рыбы, в основном для переработки в рыбную муку. В конце 1940-х годов малые суда, используя ручные сети из натурального волокна, поставляли на небольшие береговые консервные заводы и заводы по производству рыбной муки. К концу 1960-х большой флот 25-метровых кошельковых сейнеров снабжал заводские плавбазы, способные обрабатывать до 300 тонн рыбы в день. В первой четверти 21 века крупнейшие заводские суда могли перерабатывать, замораживать и отгружать до 1500 тонн в день.

В то же время развивающиеся страны стремились внедрить более современные технологии рыболовства, чтобы увеличить снабжение своего населения белком. Большинство из них в значительной степени полагаются на кустарное рыболовство, используя каноэ или небольшие лодки с простым снаряжением и часто работая на открытых пляжах. Внедрение подвесных моторов, более крупных лодок и синтетических сетей позволило многим странам значительно увеличить уловы.

За 40 лет после Второй мировой войны ежегодный мировой рыболовный улов увеличился в четыре раза. Однако к началу 1970-х годов стало очевидно, что такое развитие не безгранично. Некоторые из крупнейших запасов пелагической рыбы, выловленной кошельковыми сейнерами, потерпели крах, в основном из-за чрезмерного вылова рыбы. К ним относятся северо-восточная атлантическая сельдь, южноатлантическая сардина и западноафриканская сардина и сопутствующие виды. Серьезное сокращение уловов рыбных запасов, вылавливаемых флотилией траулеров-заводов, вызвало такую обеспокоенность, что прибрежные государства потребовали защиты ресурсов у своих берегов. В 1972 году Исландия стала первой страной, заявившей о расширении лимита рыболовства на 80 км (50 миль), а в 1975 году — на 322 км (200 миль). Другие страны последовали их примеру, и в 1983 г. Морское право установило исключительная экономическая зона или ИЭЗ протяженностью 322 км (200 миль), внутри которой каждая страна имеет исключительное право на эксплуатацию морской жизни. Непосредственным результатом стало вытеснение из многих областей высокопроизводительных дальнемагистральных иностранных флотов, которые были заменены зачастую менее эффективными отечественными каботажными судами. Например, британский флот из 168 траулеров дальнего плавания исчез в течение нескольких лет, сменившись флотом малогабаритных судов прибрежного типа.

Коммерческое рыболовство в районах за пределами ИЭЗ находится в ведении Региональной организации по управлению рыболовством (RFMO) и их стран-членов. В число членов входят граничащие страны, а также более отдаленные страны, которые ловят рыбу в этих водах. Япония, например, имеет флот в Атлантике и, таким образом, является членом RFMO, которые регулируют регион. Многие экономически важные виды рыб, такие как лосось и тунец, находятся в ведении конкретных RFMO. Несмотря на эти усилия, незаконный и незарегистрированный промысел распространен во многих районах, особенно в Индийском океане.

Нефтяной кризис 1970-х годов увеличил стоимость топлива на 400 процентов, в то время как цены на рыбу выросли лишь примерно на 80 процентов. Это вынудило многие неэффективные по топливу суда, такие как многие креветочные траулеры в Персидском заливе, останавливаться или переводиться на другие промыслы. В результате разработка экономичных судов, двигателей, методов рыболовства и оборудования, включая применение современных парусных технологий, впоследствии зависела от цены на нефть.

С ростом важности управления рыболовством для обеспечения максимальной выгоды от природных запасов значение работы ученых-рыболовов возросло. Из преимущественно описательной науки в 19 веке эта область эволюционировала, особенно после Второй мировой войны, в разработку сложных компьютерных анализов, основанный на математических моделях, для прогнозирования оптимального выхода рыбы из популяций. Тем не менее, законы и правила рыболовства трудно обеспечить. По оценкам, в начале 21 века треть мировых рыбных запасов подвергалась чрезмерному вылову, а запасы крупной рыбы сократились на 90 процентов. В 2017 году Всемирный банк отметил, что почти 90 процентов запасов морской рыбы на планете полностью эксплуатируются или подвергаются чрезмерному вылову. Он объяснил эту ситуацию в отсутствии нормативно-правовой базы и правоприменения в области рыболовства в мировом океане. Загрязнение океана, в том числе загрязнение пластиком, разливы нефти и рыболовные снасти-призраки, представляют собой серьезную угрозу для биоразнообразия и здорового морского рыболовства.

Ко всем новостям

Нужна консультация? Задайте вопрос прямо сейчас

Phone

Предложение для оптовых покупателей

Подробнее...

Этапы сотрудничества

Подробнее...

Ответы на часто задаваемые вопросы

Подробнее...