Ждет ли Россию дефицит морепродуктов? Разбираемся, почему дорожает рыба
- #рыба
- #свежемороженнаярыба
- #статистика
Различные ведомства бьют тревогу: сразу несколько ассоциаций выяснили, что потребление рыбы в России неуклонно снижается. А, раз спрос следует за предложением, вполне можно ожидать появления дефицита морепродуктов в будущем. Разберемся, каковы шансы.
Самые пессимистичные оценки рынка исходят от Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Рыбной ассоциации. Первая сообщает, что продажи рыбы в прошлом году просели почти на 20% в сравнении с 2021-м, а на дистанции в 7 лет показатель и вовсе снизился на треть. Вторая организация по-своему подтверждает опасения: по ее данным, годовое потребление рыбы составляет 16,1 кг на человека, тогда как в 2021 году цифра была на 3,1 кг выше.
Среди главных причин, почему это могло случиться, эксперты выделяют ориентированность рыбной отрасли на экспорт вместо внутренних поставок. В АКОРТ подсчитали, что в торговых сетях России оседает только треть от всего количества выловленной рыбы.
Дело в том, что везти морепродукты на экспорт выгодно. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников подсчитала, что поставки за рубеж обеспечивают до 88% всего оборота в отрасли. Особенно выделяется Китай: Рыбная ассоциация сообщила, что объем поставок в прошлом году вырос в 2 раза, а заработок от таких поставок — в 2,5 раза.
Еще одна причина снижения продаж — рост цен на отдельные виды морепродуктов. Ярче всего это видно на примере красной рыбы. Только вдумайтесь: с февраля по май 2022 года оптовая стоимость лосося увеличилась почти на три четверти! В этом виновата не особо удачная лососевая путина. К примеру, в 2022 году добыча тихоокеанского лосося составила около 280 тысяч тонн, а в 2021-м — почти вдвое больше.
Третья причина роста цен и падения продаж — геополитическая ситуация и то, как она отражается на импорте. Санкции уронили ввоз рыбы из-за границы на треть. Для примера возьмем семгу и форель. Рыбная ассоциация сообщает, что российскому рынку нужны от 100 до 150 тысяч тонн этой рыбы, а внутренний вылов может обеспечить только 50-55 тысяч тонн.
Раньше недостающую сотню тысяч тонн семги и форели восполнял импорт, преимущественно — с Фарерских островов. Теперь этот канал перекрыт, и вся надежда остается на Армению, Турцию и Чили.
Наконец, финальная причина роста цен — забота об экологии. В Росрыболовстве озаботились популяцией красной рыбы. Это может привести к тому, что вылов ограничат в нескольких локациях Дальнего Востока, а также в Белом море. Если такое решение будет принято, цены ждет очередной скачок.
В итоге сразу несколько факторов привели к тому, что предложение на рынке рыбы становится меньше, а цены растут. И причины этого настолько серьезны, что не на все из них можно повлиять. Остается анализировать ситуацию и принимать верные решения на местах — ведь любой кризис дает возможности для роста.